Стабровский И., История г. Слонима

У 1944-1945 гг. Іосіф Стаброўскі разам з супрацоўніцай Слонімскага музея Надзеяй Гайдук напісаў невялічкую гісторыю горада Слоніма. Па экземпляру гэтай працы былі дасланыя ў 8 асноўных газет Рэспублікі, а больш сотні яе экземпляраў былі перададзеныя салдатам Чырвонай Арміі, якія знаходзіліся на той час у вайсковым госпіталі ў Слоніме.
Гэты госпіталь быў для так званых "чемостников" - салдат з раненнямі ў твар. Іх вдойчы на тыдзень наведваў заснавальнік слонімскага музея Іосіф Стаброўскі і, канешне ж бясплатна, чытаў для іх лекцыі і завочна праводзіў вайскоўцаў па музею, а таксама перадаваў ім па экземпляру напісанай ім гісторыі Слоніма. Пазней Надзея Гайдук успамінала: «Трудно сказать в скольких экземплярах разошлась в своё время (думаю, что много сотен) эта история. Услышав пару лет тому назад по радио такую фразу: «Что из себя представляет гор. Слоним? Ничем не примечательный уездный городишко», я очень расстроилась. Нашла в своём личном архиве черновые записи этой истории. Она написана по материалам, хранившимся в Слонимском Ист. Кр. Музее основанным И.И. Стабровским и всегда может быть проверена».

Светлой памяти основателя Историко-Краеведческого Музея археолога Стабровского Иосифа Иосифовича посвящается эта история г. Слонима, над которой мы вместе работали в зиму 1944-45 гг.
Б. сотрудница ЦКК НК РКИ Бел. Гайдук Надежда.

История г. Слонима

Город Слоним (Если поселение назвали «град», значит это было ограждено вокруг стеной и возможно Слоним уже существовал до 1040 г. несколько веков) основан русскими князьями в 8-9 /9/ веках. В Х веке город был под властью Киевских князей и первая запись сохранившаяся в литовско-русских и польских летописях гласит, что Великий Ярослав сын Владимира и Рогнеды на полях вблизи града Слонима вёл войну с литвинами. Это был 1040 год. В этой борьбе Литва потерпела поражение. Край этот в ту пору звался Чёрная Русь.
В неё т-е Черную Русь входили: Новогрудок, Волковыск, зельва, Слоним, часть земель Минских. Слоним был самый крупный населённый пункт.
В первой половине ХI века идут войны по всей территории Чёрной Руси между русскими и литовскими князьями и в 1103 году литовский князь Ярдзевил покорил город. Вскоре город был отвоёван русскими и вошёл в состав Киевской Руси и только к концу ХII века был порабощен литовцами. Нашествие Батыя отразилось на городе Слониме. Орды Койдана разрушили и сожгли город до основания. Молодёжь обоего пола угнали с собой. Детей, стариков и людей среднего возраста уничтожили, край опустел, в живых остались только те, которые успели укрыться в густых лесах окружающих Слоним. В то время Новогрудок был столицей Литвы, но орды Койдана до Новогрудка не дошли, повернули и пошли на запад уничтожая всё на своём пути. По уходе Койдана, русско-галицкие князья бьются за город с литовцами, но город отходит к литовцам. И в 1251 году город отвоёвывают русские и князь Лев /Даниил/ Галицкий (по одним данным Лев, по другим Даниил, уточнить в 1944 г. не было времени) отстраивает город и в 1258 году по договору уступает город литовскому князю Мендовгу, который город Слоним делает своей столицей, но с 1276 года по 1291 год Слоним опять принадлежит галицко-владимирским князьям, и в 1291 году Слоним становится столицей литовского князя Монтвида старшего сына Гедемина и уже до 1569 года находится в составе Русско-Литовского княжества.
В 1506 году татары под предводительством Менгле-Гирея почти до тла сожгли город. В 1532 г. город получил Магдебургское право. Государственный язык Русско-Литовского княжества был белорусский, литовцы не имели своей письменности и приняли культуру и законы Руси. В 1569 г. после Люблинской унии, Русь-литовская вошла в состав Речи Посполитой так тогда назывался союз Польши, Литвы и Руси. Король Зигмунт-Август отдал навечно городу Слониму окружающий его лес. В 1591 г. город Слоним получил собственный герб, Распластаный герб на голубом щите. С 1631-1685 г. Слоним считался крупнейшим в Речи Посполитой и был местом съездов Генеральных Сеймов воеводств: Виленского, Троцкого, Смоленского, Полоцкого, Новогрудского, Витебского, Черниговского и Инфляндского. Он был культурнее, населённее Варшавы того времени.
Леў Сапега
(1557-1633)
В 1586 г. получил староство в гор. Слоним и в собственность богатые слонимские земли, прадеды его были уроженцы Смоленщины, это современник Ивана Грозного, Бориса Годунова, человек большого ума и образования канцлер Великого Княжества Литовского, белорус – Лев Сапега, который сам обработал и отпечатал в Вильно на свой счёт «Статут Великого Княжества Литовского 1588 года». В основу статута положены законы Ярослава Мудрого. Один экземпляр этого уникального статута хранится в Слонимском музее. Основатель музея Иосиф Иосифович Стабровский случайно приобрёл его и считал, что очень недорого, всего за 30 руб золотом. Дворец Сапеги и вообще его резиденция, где он жил находилась в г. Ружаны в 30-35 км от Слонима, здесь он принимал польских королей Зигмунта и Владислава  IV. Лев Сапега оставил большой след в жизни белорусского народа, охраняя его от полонизации. Сапега умер в 1633 году (При Льве Сапеге в Слониме было построено более 10 ткацких фабрик. Дочери Льва Сапеги любили садоводство. Все окрестности утопали в садах, а выведенный ими сорт груш «Сапежинки» три столетия был в Слонимщине любимым, но в 40° морозы 1939-40 года окончательно на 100 % вымерзли. Говорил И.И. Стабровский).
В ХVII веке велись большие войны со Шведами, татарами, город часто горел, а набеги казаков приносили большой ущерб кустарным промыслам и торговле, в результате чего народ пришёл к такому обнищанию экономическому, что в 1678 году Гродненский Сейм освободил город от всяких податей.
1705 иезуиты получили право въезда в г. Слоним, стали строить монастыри и принудительно прививать населению польскую речь. В центре г. Слонима Рим построил духовную Академию, которая занимала несколько кварталов, имела подземные хранилища и подземные переходы в другие части города. В Слонимском музее есть небольшой материал, программа читаемых лекций и т.п. Академия подчинялась Ватикану. Помещалась Академия между улицами Студенческой и Пушкина. На Студенческой улице было общежитие уч-ся Академии и отсюда название улицы – Студенческая.
В 1731-1801 старостой города Слонима была крупная историческая личность, кандидат на польский трон Гетман Литовского княжества – князь Михаил Огинский, человек большой культуры и образования. Жил он в Слониме со своим двором. В центре города был построен дворец в 116 комнат, кроме этого дворца было ещё шесть таких же крупных зданий, старожилы города помнят фундамент от дворца Огинского, который вмещал в себя весь Слонимский базар, или богатые торговые ряды на бывшей Народной улице – конюшни князя Огинского. Многие приезжающие в командировку в Слоним часто посещая музей спрашивали, почему в таком маленьком захудаленьком городке улица названа «Оперной». У Огинского был свой театр, своя итальянская опера и балет. Холопская, т.е. крестьянская опера с певцами и танцорами из крестьян имела большой успех и даже по просьбе короля Понятовского, опера выступала в Варшаве. Варшава приняла восторженно артистов, оценила их по заслугам, о чём писали современные писатели: Немцевич, Нарушевич и Венгерский. Отсюда и название «Оперная». Огинский писал стихи, сочинял музыку, построил типографию, в которой печатал свои произведения.
В Слониме в центре у сквера когда-то была пожарная каланча, на вышке каланчи всегда ходил пожарник и наблюдал не вспыхнет ли где пожар. В 6 часов утра и в 6 часов вечера пожарник играл на трубе «Зорю» - отрывок из полонеза Огинского «Расставание с Родиной». Основатель музея И.И. Стабровский говорил, что этот отрывок из полонеза пожарники исполняли на слонимской каланче 150 лет, а потому люди прошлых поколений и мы теперешние старики думали, что автор полонеза «Расставание с Родиной» - Михаил Огинский. Самая большая заслуга Огинского – канал протяжением более 50 км, названный его именем. Канал соединил реки Ясельду и Щару. Канал осушил Слонимщину от излишней заболоченности, открылся водный путь между Балтийским и Чёрным морями. Город Слоним стал богатеть, проплывавшие по каналу торговые суда платили городу пошлину, а слонимское зерно, скот, кожи и другие товары дешёвым водным путём плыли в Данциг. Далеко за пределами края славились ежегодные двухнедельные слонимские ярмарки с участием соседних государств.
Надпіс над уваходам у пячору паддзямелля
Бернардзінскага касцёла ў г. Слонім
В 1769 г. 3000 солдат польского войска дрались за Слоним, но потерпели поражение, в 1793 г. во время второго раздела Польши, город Слоним отошёл к России и с 1795 года г. Слоним был губернским городом, но с 1801 года при новом административном разделе был лишён этих прав. В первую Отечественную войну 1812 года Слоним очень пострадал. Через город проходило три тракта: Виленский, Брестский, Минский. В боях, пожарах он уничтожен был до тла. Знаменитые полководцы Багратион, Барклай-де-Толли увековечили в боях вблизи Слонима свои имена. В Слониме останавливался Наполеон. Сгорели дворец и другие крупные здания Огинского, но небольшой дом, в котором останавливался Наполеон уцелел и в 20-е годы был продан гр-ну Гурвичу магистратом города. Не успел этот многострадальный город окрепнуть после войны, как в 1831 году его посетила холера и почти все жители вымерли. Недалеко от Слонима в районе Великой Кракотки вымерла вся деревня, остался в живых только один человек и он пошёл в соседнюю деревню попросить приют. Встретившие его жители тут же у дороги вырыли могилу и закопали его живым. Поставили большой крест, говорят что он стоит и теперь. Суеверные люди принесли несчастного просившего приют в жертву и по сохранившейся легенде холерой уже никто не заболевал. Вскоре начался голод. В августе месяце выпал снег, пролежал две недели, затем начались хорошие погоды, но рожь не поднялась, но её убрали. Зерно обмолотили, но из этой муки хлеб не выпекался. После холеры, голода, город совсем опустел, было несколько холерных кладбищ и на моей памяти в 1909-1910 учебном году уч-ся города на последнем холерном кладбище садили саженцы фруктовых деревьев, эта улица Пушкина здание МГБ – в 1944 г. в 1909-10 годы это была приходская школа и затем дворы здания музея, библиотеки городской /в 1944 г./. К 1846 году город окреп, отстроился и опять стал процветать, но в 1881 году случился большой пожар, выгорело пол города, в огне погибли все архивы и летописи еврейской общины более чем за 500 лет. По статистическим данным, в 1887 годе в Слониме насчитывалось всего 16 тысяч жителей, но когда в 1890 году через город была проведена железная дорога, население города быстро начало увеличиваться и к 1904 году уже насчитывалось 30000 человек, не считая двух полков, которые размещались в каменных казармах и занимали всю Жаровицкую улицу.
Краявіды Слоніма.
В 1915 году город был принудительно действенной армией эвакуирован в Россию. Согласно переписи за 1916 г., опубликованной в местной газете, о чём есть вырезка, числилось русских 12 чел., поляков 200 чел., татар 100 чел., евреев 11680 чел. Больших разрушений война не причинила, сгорела часть города Замостье. 8 января 1919 года после упорных боёв гор. Слоним был занят Красной Армией, которая находилась в нём до 2 марта 1919 года. 20 июня 1920 года город вновь был занят нашей Армией и оставлен 27 сентября 1920 года. За это время председателем Слонимского Военкома был учитель гор. Дятлово Гродненской обл. Ткацевич Иван Михайлович, ему было 23 года, затем работал Муравьёв Василий Николаевич, уроженец Подмосковья, это был уже со стажем коммунист, идеальной честности, зав отделом образования Осипчук Семён Константинович, финансовым отд. зав. Гарост Владимир из Альбертина под Слонимом, что-то делал и брат Гароста по фамилии у брата была Бувалый. Эти фамилии мне запомнились потому, что все мы покинувшие Родину сосредоточились в г. Рославль Смоленской обл., где и ликвидировали дела эвакуированных из Зап. Белоруссии учреждений до марта 1921 года. Помню, что в 20 году в гор. сквере были погребены воины, погибшие при освобождении города и туда же были перенесены останки советских воинов, погибших в борьбе за Слоним 8 января 1919 г. Погибшие в 1919 году были погребены в сквере, но когда наша армия 2 марта 1919 года оставила город, то гор. власти постановили останки воинов из сквера вывезти на окраину кладбища городского. В Слонимском музее основатель хранил снимок как поляки выбрасывают трупы солдат на сквере, чтобы зарыть в другом месте. 17 сентября 1939 года город стал вновь принадлежать Белоруссии, но 22 июня 1941 г фашисты временно его оккупировали и 12 июля 1944 года город вернулся к матери Родине и уже навсегда. К началу 1940 г. милицией гор. Слонима было зарегистрировано вместе с польскими беженцами с запада 52 тысячи жителей, а в 1944 году к моменту освобождения города от фашистских захватчиков основных жителей город насчитывал 3500 человек основных жителей и немногим менее этого количества беженцев из Смоленщины и др. областей, прибывших за период оккупации. Немецкие фашисты жестоко расправились с городом и населением. Ликвидировали население партию за партией. В конце 1942 года была физически уничтожена вся польская, татарская, русская интеллигенция города, врачи, инженеры, юристы, монахини, всего 363 человека в одну ночь. Все евреи были уничтожены несколькими месяцами ранее на Петралевицкой горе. В окрестностях города было уничтожено много деревень. Сжигались люди, животные вместе с постройками, или закапывались живыми. Людей уже перестала пугать смерть, страшная жизнь притупила это чувство.
И.И. Стабровский зарегистрировал секретно все деревни уничтоженные гестаповцами и как и кем приводилось уничтожение ни в чём не повинных людей. Все эти материалы, т.е. одна самодельная книжечка в моё время хранилась в музее в переписке. За недели 2-3 до отступления фашистов военнопленные и власовцы под командой немцев отрывали ямы с тысячами расстрелянных и тысячами закопанных живыми и сжигали с большими штабелями леса. Работа производилась и днём и ночью. Над городом стоял удушливый запах горелого мяса. В эти же недели жители отбывали повинность, рыли длинные траншеи. Немцы не скрывая говорили, что по особому сигналу всё население будет выведено из города, собаки-овчарки ни кому не дадут спрятаться. Женщины и дети будут согнаны в траншеи и пустят по ним «Тигра» /танк/ таким путём всё живое в траншее будет уничтожено. Мужчины погибнут на минном поле специально для них приготовленном.
Быстрое отступление фашистов и ещё более быстрое наступление нашей армии освободительницы, не позволила немцам осуществить этот план. 10 июля 1944 г. город был освобождён. Днём 9 июля с утра немецкая цистерна проехала по улице Пушкина и переулку Пушкина и полила бензином некоторые дома, и город стал гореть. Возможно это было и в других частях города. Против переулка Пушкина по улице Пушкина когда-то был дворец какого-то графа. Дворец сгорел в первую мировую войну. На месте дворца был посажен сад, охвативший большую площадь, а подвалы под бывшим дворцом остались, вход в подвалы был с параллельной улицы. Всё население с центральных улиц бросилось искать спасения в этом подвале. Подвал всех принял, и людей и несколько лошадей и несколько овец. Над подвалом среди деревьев замаскировался «Тигр» бой над нами шёл с вечера 11 июля до полудня 12 июля, а вообще бой за город уже шёл ночью 10 июля. Когда уже не осталось никакой надежды на жизнь вдруг наступила тишина мёртвая и в подвальном окошечке показались ноги в обмотках. Солдат присел на подоконничек и отрапортовал по телефону, что Слоним и высота Рищица /именно так/ освобождены от немецких захватчиков. Всё зашумело, многие стали плакать, целовать красноармейца, предлагать ему пищу и помню хорошо, что он сказал: «спасибо, хлеб с салом не могу взять, вот если бы постной варёной картошки, то я бы взял». Шурин мой спросил: «сынок дорогой, сколько тебе лет» «17 лет 8 месяцев» - был ответ, а где командир, спросил мой шурин /подпольный работник в годы оккупации города/ и в ответ получил: «командир убит, я принял командование». В своей радости, что спасены, в своём эгоизме, никто не спросил фамилии воина, который через пару минут уже вскочил на подвальное окошечко и исчёз. Жив ли ты, сынок? Я стояла с ним рядом. Мучит совесть, что не спросила, кто откуда?

1 comment:

  1. Anonymous12/2/15 00:18

    Замечательный рассказ, спасибо, только не совсем понятно, как в Слониме могои храниться архивы еврейской общины за 500 лет, неужели евреи так рано здесь поселились или сюда были ими привезены еще более старые документы, относящиеся к другим местам и иным эпохам?

    ReplyDelete